В какие игры с костями играли в прошлом? Средневековые азартные игры с костями — истоки современных игр улиц и казино.

азартные игры, игральные кости, история, занимательно, культура, авторский пост, средневековье

В "Assassin's Creed: Brotherhood" можно поиграть в "Hazard", которая упоминается в данном посте.

Азартные игры — любимое занятие людей в средние века.

Без сомнении, азартные игры — в любых их проявлениях, были в центре жизни людей средневековья. Даже если человек не играл, то большинство людей с которыми он был знаком, еще как играли.

Средневековые азартные игры, такие как игры в кости, карты и даже в настольные игры, были отрадной потехой большинства людей того времени. Удача или фортуна не различала бедных или богатых, крестьян или королей, этот порок погубил многих. Проще говоря, в мире без телевидения, интернета, музыки в плеере и электронных книг, людям приходилось находить себе развлечение и средневековые азартные игры были одним из главных занятий для того, чтобы скоротать время.

В этой статье мы рассмотрим средневековые азартные игры в кости. Этот пост является вводным для последующего поста про "craps" и про игры связанные с уличными костями в которые играют на улицах Америки. Упоминаемая в посте игра "Hazard" является прямым потомком современной игры "craps".

азартные игры, игральные кости, история, занимательно, культура, авторский пост, средневековье

Римские солдаты разыгрывают в кости вещи Иисуса Христа.

"Passe dix"

Разыгрывающий (банкир) бросает 3 шестигранных кубика: выпадает 10 или выше — оплачивает ставки соперников в двойном объёме, ниже 10-ти — получает ставки соперников. После каждого броска роль банкира переходит к следующему игроку.

Вероятно, одна из самых древних, если не самая древняя игра в кости в истории. В Евангелии от Матфея (27:35) был указано, что в "Passe dix" римские стражники играли возле распятого Христа, когда разыгрывали между собой его личные вещи. Игра была очень популярна среди римлян и их игральные кубики находят на многих территориях завоеванных римлянами.

"Passe-dix" разыгрывается тремя кубиками. Всегда есть банкир (обычно он и разыгрывает) количество игроков не ограничено. Когда разыгрывающий бросает кости: если он бросает ниже десяти, то все ставки других игроков переходят к банкиру, если выпадает десять (отсюда и название игры "выпади десятка") или выше десяти, то банкир оплачивает ставки других игроков в двойном объеме. 

После трех поражении разыгрывающего (независимо от того, сколько побед) позиция разыгрывающего передается другому игроку в круге. Банкир меняется после каждого броска, так как позиция банкира не завистливая.

Например, если в игре участвуют четыре человека (помните, что один из них — банкир, а один разыгрывает за всех остальных), а ставка составляет 5 долларов, то проигрыш приведет к тому, что банкир получит 5 долларов с каждого игрока, но выигрыш заставит его выплатить каждому игроку по 10 долларов.

Удивительно также то, что римские игральные кости были сделаны из различных материалов и их форма была не идеальной. Вполне возможно, как говорил Юлий Цезарь "Alea iacta est!" (Кость брошена), надеясь на то, что как выпадут кости решают "высшие силы" и их не беспокоила идеальность формы брошенных костей.

азартные игры, игральные кости, история, занимательно, культура, авторский пост, средневековье

Игральные кости времен римской империи, найденные в Египте. Игра в кости были любимым занятием всех сословии.

"Аз-захр" или "Hazard" (الزهر).

В переводе с арабского — "игральные кости", но перейдя из испанского ("неудачная кость") во французский и с ним в английский лексикон, слово обозначающие "игральные кости" стало значением для слова "hazard" — опасность. Возможно потому, что игра часто приводила к драке и насилию.

2 шестигранных кубика: разыгрывающий выбирает число от 5 до 9 и это число становится его основным числом. В зависимости от основного числа, если оно выпадает, то он выбивает (выигрывает), если нет, то выпадает (проигрывает). После трех выпадов (проигрышей) — разыгрывающий меняется. В игре несколько игроков и тех, кто ставит, но только один является разыгрывающим.

Эта игра "Аз-захр" ("игральные кости" с арабского) и ее азиатский аналог Сик Бо (высоко-низко) были одними из самых популярных игр в 13 веке. "Аз-захр" является предком современных игр в кости, в частности "craps" (о нём будет следующий пост), которая является упрощенной версией этой немного запутанной средневековой игры в кости.

«Эта игра была названа правильно (Hazard — опасность): она либо возвышала человека или втаптывала его в грязь в мгновенье ока.» (Джефри Чосер "The Cook’s Tale").

азартные игры, игральные кости, история, занимательно, культура, авторский пост, средневековье

Средневековые игральные кости найденные в Голландии.

Игроки собираются за круглым столом, при этом одно место зарезервировано для «судьи», который занимает возвышенную позицию надзирателя и определяет шансы на победу "основных чисел" и "шансов", а также следит за тем, чтобы игра проходила правильно. 

Тот, кто взял чашку и игральные кости, обязан положить деньги в центр стола. Его ставка может покрываться одним игроком (надзирателем) или несколькими другими игроками. Разыгрывающий (технически его называли «заклинатель») перед броском называет "основное число".

У него на выбор пять вариантов, а именно 5, 6, 7, 8 и 9. Из этих чисел он выбирает одно мысленно (в зависимости от шанса или суеверия), громко называет его, трясет чашку и выбрасывает кости. Если он выбрасывает точное число, которое он назвал, он «выбивает» его и выигрывает, если он выбрасывает любое другое число (за несколькими исключениями, которые будут упомянуты в таблице ниже), то он не выиграл и не проиграл.

Однако число, которое он выбрасывает, становится его «шансом», и если ему удастся повторить «шанс» еще раз, прежде чем он бросит своё «главное» число, то он выигрывает, если нет, то он проигрывает. 

азартные игры, игральные кости, история, занимательно, культура, авторский пост, средневековье

"Драка за игрой в Хазард" художника Томаса Роуландсона.

Например, разыгрывающий ставит на стол 10 долларов. Его ставка покрывается равной суммой. Он называет 7 своим "основным числом". Разыгрывающий, однако, бросает 5. Судья сразу же произносит: «5 к 7-ми», где 5 это число, чтобы выиграть, а 7 это число, чтобы проиграть.

Помните, не получив «основное» число в первый раз, он должен теперь повторить выпавшее ему число ("шанс"). Игрок продолжает бросать до тех пор, пока событие не будет определено путем выпада "основного" числа или числа "шанс". 

В это время, однако, вступает в действие самая важная особенность игры — ставки на выпады "основного" числа или числа "шанс". Они, как уже было сказано, рассчитываются с математической точностью, провозглашаются судьей и никогда не меняются. 

В приведенном выше примере, так как разыгрывающий может выиграть с 5-ти и проиграть с 7-ми, то ставки объявляются равными 3 к 2 против него, поскольку есть три вариации получить 7 и только два варианта получить 5.

Как только объявляются ставки, разыгрывающий может увеличить свою ставку на любую сумму, которую он пожелает и другие игроки могут покрыть ее, отложив (в данном случае) две трети всей суммы, чтобы дождаться выпадения "основного" числа и числа "шанс". 

Если игрок «выпадает» (не выбрасывает «основное» или «шанс») три раза подряд, то чашка с костями переходит к следующему игроку слева, который сразу же начинает игру. Однако, он может «выбивать» без перерыва и если удача ему улыбается, то он заработает кучу денег.

азартные игры, игральные кости, история, занимательно, культура, авторский пост, средневековье

Ставки и основные правила игры.

"Highest Points" или "Высшее очко".

2 шестигранных кубика и 2 игрока: каждый бросает оба кубика и тот, у кого выпадет больше выигрывает.

Эта средневековая азартная игра очень проста и понятна, возможно, даже слишком. Наверное потому, она казалась немного скучной и в неё играли намного реже чем в "Hazard" или в "Passe dix".

Правда, есть забавная средневековая французская легенда в которой демон приводит менестреля в ад и оставляет его присматривать за всеми душами.

В то время как демоны отправляются в поисках новых душ, Святой Пётр появляется в их отсутствие и играет в "Высшее очко" с менестрелем за души. Он выигрывает и забирает все освобожденные души на небеса.

Когда демоны возвращаются и видят менестреля в одиночестве, то решают, что он плохой слуга и выкидывают его. Он бежит до самого рая и Святой Петр впускает его. Этой легендой и объясняется почему менестрели (среди других жуликов и игроков) не попадают в ад! 

Вот такие преимущества приносят азартные игры в кости.